! - .

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация

 

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО)

 
wto.gif (1982 bytes)

World Trade Organization, rue de Lausanne 154, CH-1211 Geneva 21, Switzerland

 
  • Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января 1995 г. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было заключено в 1947 году в Женеве между правительствами 23 стран и определяло некоторые основополагающие правила ведения торговли и торговой политики с учетом взаимных интересов стран-участниц. В 1994 году ГАТТ переименована во Всемирную торговую организацию (ВТО) и
    объединяет сегодня в своем составе более 150 государств.


Цели и принципы. ВТО призвана регулировать на многосторонней основе торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений последнего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в ГАТТ (1986 - 1994 гг.). ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при это осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность (открытость) торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны - члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
- Соглашение по предотгрузочной инспекции;
- Соглашение по правилам происхождения;
- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
- Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
V. Механизм обзора торговой политики.
VI. Многосторонние соглашения с ограниченным участием (т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам.

Существуют также так называемые секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран - членов ВТО (в основном промышленно развитые государства).

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств - участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

Ближайший форум ВТО пройдет в конце ноября текущего года в США и будет посвящен обсуждению выполнения странами - членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП - "раунда тысячелетия": начало переговоров по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПС), подготовка рекомендаций относительно перспектив деятельности организации с учетом решений предыдущей Сингапурской Министерской конференции (речь идет о возможном включении в будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а также пошлин на промышленные товары).

Между сессиями Министерской конференции по мере необходимости (8 - 10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет руководит деятельностью Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики, а также Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другими органами по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарами и услугами учреждены комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Принятие решений. В ВТО решения принимаются на основе консенсуса, а при его отсутствии - большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, на основе консенсуса).

Членство в ВТО. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами - учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 г. В настоящее время полноправными членами ВТО являются 134 государства, причем только шесть из них - Эквадор, Монголия, Болгария, Панама, Киргизия (с 20 декабря1998 г.) и Латвия (с 17 января 1999 г.) стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя. По оценкам, в течение этого года еще примерно пять стран могут получить полноправное членство в ВТО, включая бывшие республики СССР.

Более тридцати государств имеют в настоящее время статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 50 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, довольно сложна и состоит из нескольких этапов, которые, как показывает опыт присоединяющихся стран, длятся несколько лет. Указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами - членами ВТО.

Прежде всего эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обращаться с соответствующей жалобой в Орган по урегулированию споров, решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
- Докладом Рабочей группы, где излагается весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хоязйства;
- Списком географических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран-членов к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

  • Советский Союз получил в 1990 году статус наблюдателя ВТО, Российская Федерация на правах правопреемницы СССР все еще ведет интенсивные переговоры о вступлении в ВТО в качестве полноправного члена. Однако для того, чтобы стать полноправным членом этой организации, любое государство должно заявить о готовности соблюдать ряд обязательных требований, в том числе о своем стремлении содействовать:
    • дальнейшей либерализации внешней торговли;
    • снижению таможенных тарифов;
    • снятию количественных ограничений на импорт;
    • устранению внешнеторговой дискриминации в отношении государств-партнеров по ВТО.