Заполнить заявку
Экономьте свое время! Отправьте онлайн-запрос на перевозку Вашего груза прямо сейчас.

Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация

 

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО)

 
wto.gif (1982 bytes)

World Trade Organization, rue de Lausanne 154, CH-1211 Geneva 21, Switzerland

 
  • Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность 1 января 1995 г. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было заключено в 1947 году в Женеве между правительствами 23 стран и определяло некоторые основополагающие правила ведения торговли и торговой политики с учетом взаимных интересов стран-участниц. В 1994 году ГАТТ переименована во Всемирную торговую организацию (ВТО) и
    объединяет сегодня в своем составе более 150 государств.


Цели и принципы. ВТО призвана регулировать на многосторонней основе торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений последнего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в ГАТТ (1986 - 1994 гг.). ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при это осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; прозрачность (открытость) торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны - члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
- Соглашение по предотгрузочной инспекции;
- Соглашение по правилам происхождения;
- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
- Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
V. Механизм обзора торговой политики.
VI. Многосторонние соглашения с ограниченным участием (т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам.

Существуют также так называемые секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран - членов ВТО (в основном промышленно развитые государства).

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств - участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

Ближайший форум ВТО пройдет в конце ноября текущего года в США и будет посвящен обсуждению выполнения странами - членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП - "раунда тысячелетия": начало переговоров по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПС), подготовка рекомендаций относительно перспектив деятельности организации с учетом решений предыдущей Сингапурской Министерской конференции (речь идет о возможном включении в будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а также пошлин на промышленные товары).

Между сессиями Министерской конференции по мере необходимости (8 - 10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет руководит деятельностью Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики, а также Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другими органами по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарами и услугами учреждены комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Принятие решений. В ВТО решения принимаются на основе консенсуса, а при его отсутствии - большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, на основе консенсуса).

Членство в ВТО. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами - учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 г. В настоящее время полноправными членами ВТО являются 134 государства, причем только шесть из них - Эквадор, Монголия, Болгария, Панама, Киргизия (с 20 декабря1998 г.) и Латвия (с 17 января 1999 г.) стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя. По оценкам, в течение этого года еще примерно пять стран могут получить полноправное членство в ВТО, включая бывшие республики СССР.

Более тридцати государств имеют в настоящее время статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 50 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, довольно сложна и состоит из нескольких этапов, которые, как показывает опыт присоединяющихся стран, длятся несколько лет. Указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двусторонней основе со всеми заинтересованными странами - членами ВТО.

Прежде всего эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обращаться с соответствующей жалобой в Орган по урегулированию споров, решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
- Докладом Рабочей группы, где излагается весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хоязйства;
- Списком географических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним из главных условий присоединения новых стран-членов к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

  • Советский Союз получил в 1990 году статус наблюдателя ВТО, Российская Федерация на правах правопреемницы СССР все еще ведет интенсивные переговоры о вступлении в ВТО в качестве полноправного члена. Однако для того, чтобы стать полноправным членом этой организации, любое государство должно заявить о готовности соблюдать ряд обязательных требований, в том числе о своем стремлении содействовать:
    • дальнейшей либерализации внешней торговли;
    • снижению таможенных тарифов;
    • снятию количественных ограничений на импорт;
    • устранению внешнеторговой дискриминации в отношении государств-партнеров по ВТО.